loader

Скрипач, педагог, культуролог, писатель и поэт, автор оригинальных музыкальных и искусствоведческих программ, известный популяризатор классической музыки Михаил Казиник в обстоятельном интервью рассказал «России. Кубань», что надо знать о музыке и почему ее надо преподавать детям, как заинтересовать их классической литературой и насколько школа изменила свое значение с появлением интернета. А еще мы поговорили о нашумевшем выступлении в Совете Федерации — изменилось ли что-то в отношении власти и общества к культуре, выяснила Анастасия Барбаш.

— Михаил Семенович, вы часто встречаетесь с молодежью, с молодыми музыкантами. Какую главную мысль вы хотите им донести?

— Самое главное, чтобы они поняли, что занятия музыкой не есть занятия всеми другими ремеслами, что занятия музыкой не есть ремесло, а общение с высшими силами. Потому что еще древние знали о музыке сфер, о музыке вселенной, созвездий, Бога, как они говорили, или богов — в период многобожия. Молодые должны понимать, что общение с созвучиями, гармониями, мелодиями, полифонией — это общение с самыми святыми сферами человеческого бытия, поэтому к этому нельзя относиться с прохладцей. Они должны знать, что если они выбрали музыку, то одно из двух: либо надо относиться к музыке как к величайшему проявлению, как к вершине пирамиды, либо лучше бросить эту работу и идти срочно в любую другую профессию.


— Есть мнение, что всех детей нужно обучать музыке. Независимо от того, станут они потом профессиональными музыкантами или нет.

— Лишь один процент детей становится профессиональными музыкантами, в лучшем случае. Но воспитание музыкой не есть воспитание музыканта, а огромное воздействие на самые глубинные сферы чувствования, мышления и так далее. Большая часть нобелевских лауреатов в детстве изучали музыку. Дело в том, что музыка строится по таким уникальным законам, которые кратны всем законам всех наук.

Музыка и математика — родные сестры. Когда-то Лейбниц сказал: «Музыка — скрытое арифметическое упражнение души, которая вычисляет, сама того не зная». Это одно из лучших высказываний о музыке вообще. Она формирует и соединяет правую и левую доли мозга, потому что музыка — сочетание логического и эмоционального. В результате мозг структурируется, а это самая важная проблема человека — структурировать мозг, обе его доли.
1.jpg

— Возможно ли структурировать мозг человеку, у которого слабо развит музыкальный слух?

— К слуху восприятие музыки не имеет никакого отношения вообще. Музыкальный слух — это способность воспроизвести внутри своей клавиатуры звуковысотность. Если ребенка не приняли в музыкальную школу, потому что ему играют ноту, он говорит: «А-а-а», — достаточно мне вмешаться в этой ситуации, вдруг выяснится, что этот ребенок абсолютно нормален. Часто в таких ситуациях выясняется, что дети абсолютно обладают слухом, гармоническим слухом, музыкальным, и у них просто нет связи между звуком, который воспроизводит вовне и клавишей внутри себя, внутри связок, на которую нужно нажать. Есть понятие «внутренний слух». Вагнер, один из величайших композиторов всех времен, не мог спеть чисто ни одной мелодии вообще. Когда он пытался, люди просто не знали, что делать — смеяться или нет, или убежать за кулисы. Он все пел на один звук — и это один из величайших  композиторов. Совсем не нужно иметь слух, чтобы понять, что это начало сонаты Бетховена, ведь здесь уже столько всего: движения, настойчивости, еще одно движение, вдруг — любовь, пронзающая красота. Вдруг — поклон, реверанс. Малую часть произведения я мог бы описывать 10 минут. Почему? Это никак не связано со слухом — необходимостью воспроизвести.

Мы не сможем воспроизвести великие произведения никакими связками, а только мембраной тела — звук входит через уши, проникает в мозг, проникает в сердце, помогает кровообращению. И это уже совсем другое восприятие музыки, к слуху не имеющее никакого отношения.

— Вы говорите о том, как подать ребенку азы музыки, чтобы развить в нем стремление ею заниматься, правильно? То же можно сказать и о классической литературе, которая многим сейчас кажется скучной. В чем причина? Почему мы разучились любить язык?

— Раньше мы с моим сыном изучали всю литературу, до того, как начинали разбирать ее в школе, потому что школа не устраивала нас. Хотя сын учился в элитарнейшей школе по тем временам — это была школа 11-летка при консерватории для особо одаренных детей, которых уже готовили в стезю профессиональных музыкантов. Однако я прекрасно понимал, насколько низок уровень преподавания гуманитарных предметов.

Однажды сын передал мне приглашение от классной руководительницы, она попросила прийти и поговорить с детьми. Я пришел и стал слушать ее выступление, она сказала: «К нам пришел сегодня знаменитый Михаил Семенович Казиник, который расскажет вам кое-что о великом русском поэте и скульпторе Александре Сергеевиче Пушкине». Я остолбенел! Дети тоже остолбенели, потому что про скульптора Пушкина никто из них не знал. Она, наверное, видела большое количество скульптур, где было написано «Пушкин», и решила, что он еще и скульптор заодно. Я сказал: «Ваша учительница совершенно права, вы напрасно удивляетесь — Пушкин лепил свои стихи так, как скульптор лепит скульптуры, поэтому его с полным правом можно назвать скульптором». И реноме учительницы было спасено.

— То есть, уровень преподавания даже в таких школах очень низкий?

— То, что школа чаще и прежде всего в области гуманитарных сфер отвратительна, и работает только в том случае, если есть отдельный талантливый учитель, но не как система, — это правда. Я обычно проверяю всех тем, как начинаются «Мертвые души». Помните? «В губернский город NN въехала бричка». Спрашиваю: «Почему вы не смеетесь?» Ведь Гоголь уже пошутил. Если хотят зашифровать город, то пишут: «Губернский город N». А если NN, то сразу понятно, что это Нижний Новгород — другого NN города в России просто нет. Гоголь начал с такой затравки, чтобы все посмеялись и улыбнулись, но никто не улыбался после. В XX веке всю литературу превратили в скучнейшую обязаловку. Чтобы читать это и по-настоящему понимать, надо просто знать, что стоит за произведениями. Если Онегин говорит: «Мой дядя самых честных правил», — значит, он говорит: «Мой дядя — осел, потому что у Крылова в басне осел был самых честных правил». Пушкин в начале романа в стихах цитирует басни Крылова. Вот тогда становится интересно, понимаете? Только тогда интересно, когда ты раскрываешь тайны, другие значения произведений.

2.jpg

— Если учитель не раскрывает эти тайны, есть ли рецепты для родителей или самих детей, которые любят читать? Как научиться расшифровывать эти смыслы?

— Знаете, в интернете лежат два вебинара, минимум 48 фильмов, проходящих через историю культуры, искусства и так далее, — моих фильмов. Зайдите в YouTube и наберите «Михаил Казиник. Фильмы». И найдете фильмы, в которых я это все сделал. 1 500 передач записано на «Орфее», на «Серебряном дожде» — там это рассказано. Выпущено уже 15 тиражей книги «Тайны гениев» — целый мир, целая вселенная. Мне люди пишут: «Я заканчиваю читать вашу книгу и переживаю, что она заканчивается, но я улыбаюсь, потому что я начну с начала».


— Это ваша авторская методика? Откуда ее корни?

— Корни ее в простой мысли: география — это место, история — это время, а культура и наука — заполнение места и времени. Поэтому география не может быть оторвана от истории, история той или иной страны — от ее культуры и науки. Поэтому надо изучать Данию не как географическое явление, а как место, где родился Андерсен, тогда все по-другому.

Я много лет воюю за то, чтобы школа стала школой ассоциативного мышления, чтобы не было ни одного оторванного понятия, клипового сознания. Потому что мы начиняем детей, как мешок начиняют старыми газетами, сжимают их, набрасывают. А когда мешок тяжелый, его выбрасывают. То же самое делают с ребенком в школе. 

— А вы сейчас открываете свои школы?

— Да, я создаю школы радости, школы, в которых знания дают весело, остроумно, парадоксально, обаятельно, театрально, артистично. Школы, где в получении знаний участвуют сами дети.


— Учителя в этих школах будут руководствоваться какими-то учебниками? Или самостоятельно изучать интернет и вытаскивать оттуда самое интересное?

— Очень просто. Действительно, вы правы, интернет сегодня отменяет любой учебник, потому что в учебнике нет и миллиардной доли того, что есть в интернете по любому поводу.


— Но не все проверено из того, что лежит в интернете.

— Вот для этого существует учитель, для этого существуют образование и культура выбора, культура отбора. В музыке тоже есть, скажем, рэп и Бетховен. И то, и другое не проверено — и то, и другое лежит в интернете. Вы слушаете Бетховена, слушаете рэп, и выбираете, что вам больше подходит для урока.

Понимаете, любая информация сегодня, кроме точных знаний, может быть почерпнута из интернета. С его появлением школа поменяла свое значение.
3.jpg

— Я несколько раз и с большим удовольствием посмотрела ваше выступление в Совете Федерации. Это восторг! Прошло время, чувствуете ли вы какие-то ростки? Ваше смелое выступление дало что-нибудь, что-то изменилось?

— Мне так хочется сказать: «А как вы думаете?»


— Я хотела бы, чтобы изменилось, но...

— Я тоже хотел бы. Знаете, есть некоторые моменты. Когда я теперь стал приезжать в города, то не одна бедная организатор носится и бегает, а к ней уже приобщается и министерство культуры, и губернаторы иногда. Вот я приехал в Белгород, там сразу — губернатор, моментальная встреча, он мой поклонник. Для многих все это началось с Совета Федерации, потому что они члены всего этого. Да, они просматривают, что происходит. И вдруг у них культурный шок: «Боже, как интересно! А кто это такой, а что?». И начинают приглашать. Но они не услышали самого главного, когда я сказал, что нужно поставить под первым номером культуру, увеличить финансовые потоки, тогда автоматически и образование и все остальное повысится, поднимется. И медицина, и борьба с преступностью. Потому что культура уменьшает количество преступников на самом деле. Понимаете, вот этого они не услышали. Дума приняла бюджет, в котором в два раза меньше денег выделено на культуру, чем в прошлом году. Не подействовало — я же выступал в Совете Федерации, а это Дума. 

Мне кажется, этот вопрос лежит куда в более сложной плоскости. На него ответить так просто нельзя, не нарушая каких-то цензурных запретов, почему такое отношение к культуре. В принципе, когда революционные рабочие, матросы и солдаты взяли власть, то они в эту власть принесли с собой все свои представления, в том числе и представления о культуре. А поскольку власть по-прежнему у революционных рабочих, матросов и солдат, а не у юридической, творческой, художественной, научной интеллигенции, то, естественно, вопрос остается открытым.


Помните, еще Чернышевский говорил о двух идеалах красоты. Что идеал красоты для дворянина — изнеженная, тонкая женщина с легким запахом духов, с шармом. А идеал красоты крестьянина — баба, здоровая, со здоровыми ногами и руками, которая должна рожать и трудиться, трудиться и рожать. Поэтому нельзя говорить о совершенном идеале красоты, какой должна быть женщина. Это все абсолютно актуально, все оно так и есть.

Я взываю к совести всех людей сверху донизу, от власти до последнего руководителя маленького дома культуры только в одном: если хотите защитить страну, спасти будущее, возродить генофонд, очень потрепанный в XX веке ГУЛАГом и всеми ужасами, то нужно немедленно делать все возможное, чтобы открыть людям хотя бы азы понятия культуры. Научить их читать, слышать музыку, слышать друг друга, разговаривать на нормальном русском языке.

Главное мое пожелание — пожалуйста, восхищайтесь женщинами, возносите их на пьедестал, ваших девчонок. Потому что они — посланники космоса, они должны рожать детей, они должны создавать будущее поколение. Пожалуйста, не обижайте, не оскорбляйте друг друга отвратительным языком, на котором вы говорите, потому что это великий язык и потому что вот эти слова.... Не губите воду друг в друге, не губите воздух друг в друге. Защитите друг друга, иначе продолжительность жизни не поднимется выше 60 лет в стране, это же и с этим связано тоже.

Рекомендуем

Рекламно-производственная компания «НИК»

Крупнейшее всероссийское мероприятие для стартап-команд Open Innovations Startup Tour добралось до Краснодара — последнего города своего маршрута. Двухдневный региональный этап в третий раз принимает у себя Кубанский государственный технологический университет.

Апреля 24, 2018

В ботаническом саду Кубанского госуниверситета своей красотой и ванильным ароматом радует шоколадная лиана, а рядом распустилось мексиканское банановое дерево.

Апреля 24, 2018

Авторами проектов могут стать студенты, магистранты, аспиранты и даже школьники — ученики 9–11 классов.

Апреля 24, 2018

Праздник «I love Юг» в честь открытия высокого сезона на винном курорте начнется в 19:00 на набережной озера Абрау.

Апреля 24, 2018

«Книжные истории» с Натальей Тованчевой: женская проза

«Территория культуры» запускает новую рубрику, которая будет знакомить с интересными авторами и изданиями современной и классической русской и зарубежной литературы.

Театральная афиша Краснодара на 28 апреля — 4 мая

На этих выходных в органном зале Кубанский симфонический оркестр под руководством Дениса Ивенского исполнит концерт Листа для фортепиано с оркестром № 2 и симфонию № 4 Бетховена.

Исследовать душу: в Краснодаре поставили «Дьявола» по одноименной повести Льва Толстого

Новый спектакль на сцене Молодежного театра представил режиссер из Санкт-Петербурга Денис Хуснияров. Это неоднозначная история о дворянине, который не может справиться с влечением к молодой крестьянке.

Карельская Каренина: в Краснодаре начал работу фестиваль современной хореографии

Международный фестиваль открылся балетом «Анна Каренина» в постановке заслуженного деятеля искусств Карелии, неоднократного номинанта «Золотой маски» Кирилла Симонова.

Россия. Кубань

Государственный Интернет-Канал «Россия»

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-59166 от 22.08.2014 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»

Главный редактор — Елена Валерьевна Панина

Филиал ФГУП «ВГТРК» «ГТРК «Кубань»

Редактор ГТРК «Кубань» — Евгения Николаевна Кавун

Контакты редакции ГТРК «Кубань»: news@kubantv.ru, + 7 (918) 35-55-293

Для аудитории старше 16 лет

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото-, аудио- и видеоматериалов возможно только при наличии активной индексируемой гиперссылки на сайт ГТРК «Кубань».