loader

Проехать на машине по высокогорной разноцветной пустыне, встретить толпы иностранцев и посмотреть на самое красивое небо — как сделать это правильно, знает член «Русского географического общества» Дмитрий Гриценко, который свою дочь Машу берет с собой не только на телесъемки, но и во все путешествия.

— Дмитрий, в августе вы вместе с семьей отправились в автомобильное путешествие по пустыне Гоби. Только чтобы туда доехать, нужно преодолеть более 6 000 километров. И пустыня, наверное, не самое приятное место. Почему вы туда поехали?

— С одной стороны — не близко, но с другой — не так уж и далеко. Если посмотреть на какие-то другие необычные места, то это — одно из самых ближайших. А приятно там или нет — все познается в сравнении. Мне в августе в Краснодаре очень жарко, думаю, не только мне. Поэтому решили такое парадоксальное место выбрать — хоть это и пустыня, на самом деле, она высокогорная и не такая жаркая. Там достаточно приятно, если нет природных катаклизмов. А они нас и настигли. Но в итоге — это отличное место для путешествий.

3.jpg

— Маша, как отреагировала, когда узнала, что тебя ждет путешествие по настоящей пустыне? Это была первая поездка?

— Обрадовалась. А до этого я еще была с родителями в Японии, на острове и в Австралии.


— Обычно такие путешествия не рождаются спонтанно: нужны подготовленный автомобиль и проработанный маршрут. Как вы готовились?

— Идеи рождаются, кстати, по-разному. Несколько лет назад я наткнулся на статью про Монголию — «страну удивительных оттенков». Семя зародилось и стало прорастать. Потом начал собираться с мыслями, больше уделять этому внимание, понял, что мне туда точно надо. Начал искать путеводители — на русском языке их просто нет, а на английском они очень своеобразные. У иностранцев особые представления об экзотике, красоте. Начала высматривать материалы и понял, что все реально.

С точки зрения подготовки — один автомобиль у нас был подготовленный, а вторая машина, на которой ехали родители, — стандартный Toyota Prado. По поводу топлива и остального тоже переживали, но оказалось, что напрасно.  Чтобы отправиться в путешествие, надо только захотеть и решиться на это. Изучив все, распределив время и собранную информацию, мы просто взяли и поехали.

КРАСНОДАР-МОНГОЛИЯ КУРС ДОМОЙ 2.jpg

— Как правильно составить график поездки? Сколько ехать, сколько отдыхать и где?

— Надо рассчитывать только на свои силы и всегда закладывать элемент неожиданности — то есть, сразу отнимать 30% от расстояния, которое вы планируете пройти за день. Ведь еще желательно посещать какие-то интересные места с точки зрения природы или культуры, чтобы чередовать с самим процессом езды, чтобы голова отдыхала. И надо закладывать время для активного отдыха, чтобы была возможность спокойно куда-то забраться, что-то прсмотреть. Обязательно, чтобы физическая активность присутствовала и не было синдрома дальнобойщика, когда человек уже костенеет за рулем. Нормальный график — это где-то пять часов в день переезда. Если двигаться по асфальтовой дороге, то  получится довольно большое расстояние. Если по бездорожью, то не очень. Мы рассчитали маршрут, которого старались придерживаться. Всегда закладываются опорные точки и свободное время, чтобы никто не переживал, если выбились из графика.


— Когда мы говорим пустыня, перед глазами — барханы. А что такое пустыня Гоби?

— Это высокогорная каменистая пустыня, и пески занимают всего лишь 2% ее территории. Она удивительно разнообразна, и у нее очень много интересных оттенков. Можно ехать с утра по серым камням, затем — по зеленым, потом это будут фиолетовые камни. Неземной пейзаж — то поля дикого лука, то пески или кустарники. А мы еще попали в исторический потоп, когда в любых низинах были озера, а любые промоины становились реками. Нам пустыня Гоби запомнилась количеством воды и грязи. Всего насмотрелись — и песка, и облаков, и радуги.


— Дождь в Гоби — это частое явление? Или это было что-то сверхъестественное?

— Дождь там бывает, как и пылевые бури или просто бури. Но в этому году случился именно исторический поток — было необыкновенное количество воды, смыло дороги, поменяли направление русла рек. В песчаной части пустыни образовались целые болота. С нашей экспедицией даже связывалось российское посольство, предупреждало, чтобы мы были максимально осторожными. И нам пришлось изменить первоначальный маршрут — участок, куда мы собирались, размыло.

КРАСНОДАР-МОНГОЛИЯ ДОЖДЬ 1.png

— Дмитрий, вы встречались с местными жителями? Какой у них быт, культура?

— Местное население достаточно продвинутое. Есть и кочевники, какие-то фермеры, которые выращивают, в основном, животных — растительность скудная, овощей и фруктов вообще нет. Быт у них достаточный, основное жилище — это юрта, передвижная конструкция, которая идеально защищает от ветра, дождя и холода. Возле каждой юрты обычно стоит подержанный японский внедорожник, спутниковая тарелка  солнечная батарея — в общем, у них там все нормально. Более того, мы купили там местную сим-карту, и 3G с LTE есть практически везде. Мы брали с собой спутниковый телефон, но он фактически не понадобился. Местное население достаточно хорошо себя чувствует, если учитывать, что два и трех миллионов жителей — в Улан-Баторе, где сейчас строится деловой центр с небоскребами. Это достаточно продвинутый город.


— Как местные относятся к российским путешественникам?

— До этого был в других буддистских странах и регионах России, и хочу сказать, что буддисты достаточно своеобразные: они положительны ко всем. Истории, которые бродят в интернете про злых монголов, которые напиваются, начинают приставать к туристам, — такой же миф, как про наших медведей и балалаек. В западной Монголии живут этнические казахи, поэтому она немножко отличается от остальной страны. А обычный монгол — это добродушный, трудолюбивый, достаточно положительный персонаж, который подскажет и поможет.

КРАСНОДАР-МОНГОЛИЯ ДОЖДЬ 2.png

— Вы ехали с конкретной задачей — проложить автомобильный маршрут до пустыни Гоби. Удалось ли вам это сделать? Это будет какой-то путеводитель?

— Исследуя количество асфальтированных дорог, мы старались облегчить задачу, не делать, как многие, — люди прокладывают направление напрямик и пытаются доказать себе, что они покорители бездорожья. Мы старались ехать максимально комфортно, поэтому обнаружили новые, еще не нанесенные на карты, общественные дороги. Планировали  проехать максимум по цивилизованным местам вглубь природы и выбраться оттуда — и выполнили задачу. Шторм скорректировал наши планы, но не кардинально. По поводу путеводителя — сейчас я еще собираю материалы, а потом посмотрим, что из этого получится.


— Такие масштабные путешествия — прежде всего, приключения?

— К приключениям не надо стремиться, они сами тебя находят с лихвой. Мы ехали на двух машинах: родители — на стандартном автомобиле, мы — на подготовленной. Прокладывая себе маршрут из Гоби, мы недалеко от песков обнаружили, что в низинах действительно болото. Сначала мы проезжали их, скажет там, ходом. И все было нормально. Но в одном из них автомобиль родителей застрял. Мы их начали доставать, затем уже себя доставали. А потом стали доставать из болота местных на «УАЗиках». А в какой-то момент сломалась тяга.

Населенные пункты достаточно часто встречаются, автомобили там разные бывают, путешественников много — так что с автосервисами все оказалось просто. Мы заехали в первую попавшуюся мастерскую, где был русскоговорящий монгол. И он нам сразу помог. Там мы познакомились с другими туристами и увидели, что такое «Монгол-ралли» — зародилось оно в 1990-х, когда во все постсоветские страны стали приезжать иностранные туристы. Предприимчивые местные и организовали такое, скажем, благотворительное мероприятие: достаточно зажиточные люди из стран Запада едут на своих машинах с приключениями через Казахстан в Монголию, доезжают до столицы Улан-Батора и оставляют там свою машину — передают ее в дар местным. Зародилась целое движение, в нем участвуют самые неподготовленные машины и самые неподготовленные путешественники: студенты, какие-то просто интересные люди. Мы увидели там, например, лондонское такси. Разнообразие техники просто поражает — это и европейские грузовики, переделанные под какие-то машины из постапокалипсиса, и мотоциклисты из Польши, новозеландцы на каких-то «тойотах», отправившиеся в кругосветку — концентрат странных людей со всего мира.


— Что привлекает туристов в Монголии?

— Банально — это уникальная природа. Вся страна находится на высокогорье, выше, чем расположена Красная Поляна. Монголия — это большая, очень красивая, интересная территория. Там чудесные облака, только ради неба туда стоит ехать, не говоря уже об остальном. Плюс — экзотика, это всегда привлекает.

КРАСНОДАР-МОНГОЛИЯ ДОЖДЬ 3.png

— Насколько в финансовом плане затратно путешествие?

— В подготовительной части, как говорится, нет предела совершенству. Но нет смысла в каких-то супервнедорожных модификациях мы доказали, что на стандартном внедорожнике можно без вопросов проехать через все пустыни без проблем. Там ездят на любых на кроссоверах, даже на легковых. Стоимость топлива там дороже, чем у нас, где-то на 30%. Мы и газом заправлялись, и дизелем. Что касается жилья, мы спали в палатке на крыше. Родители — в самом автомобиле или в палатке на открытом воздухе. А где была возможность — в гостинице. Местная валюта — тугрик, курс у нее — где-то 40 тугриков к одному рублю. Естественно, у нас их после размена были тысячи, десятки тысяч. И в какой-то момент мы застали себя за тем, что вот начинаем торговаться: три тысячи — это вдруг стало дорого, а при пересчете оказалось, что это всего 60 рублей. Пообедать на 500 рублей можно всей семьей. Можно и на тысячу, но ты просто не смоешь все съесть — еда очень калорийная. Если сравнивать с подобным путешествием по России, то выходит достаточно бюджетно. Единственное — большие время и расстояние от Краснодара до въезда в Монголию.


— Какой километраж вы намотали? И какие впечатления оказались самыми яркими?

— Стартовали мы не из Краснодара, а из Иркутска: передали машины автовозом в Иркутск — по времени и стоимости перегона так выгодней. Из Иркутска до Краснодара вышло у нас 10 000 км. Что касается впечатлений, то они разные. Первое — это озеро Хубсугул, удивительного цвета. Второе — разноцветные камни в пустыне Гоби. Третье — люди, с которыми мы встретились. Жаль, не хватило времени на все, поэтому хочется туда вернуться. Уже зреет следующий план — ехать туда на мотоцикле. Монголия — идеальная мотострана.


— Большая часть жителей нашей страны никогда не была в таком большом автомобильном путешествии. Скажите, почему стоит в него отправиться?

— Я считаю, что лучший способ передвижения — пешком. Автомобиль среди всех видов путешествий — оптимальный вариант с точки зрения комфорта, простоты и того, что ты видишь и чувствуешь в поездке. Есть такой «эффект соседней двери» — ты прилетел куда-то на самолете, открыл дверь — и ты уже там. И не понимаешь масштабов Земли. Чтобы просто попробовать автопутешествия, можно отправиться для начала хотя бы в Мезмай или в Волгоградскую область. И понять, твое это или нет.




Рекомендуем

55 «Ёлок желаний» появились в общественных местах по всему краю. На ветвях рядом с обычными украшениями висят открытки со снегирьками. На горящей груди птички несут детские мечты тех, кто сегодня тяжело болен. О том, как исполнение желаний помогает бороться с болезнью, рассказывает Андрей Малеваный.

Декабря 19, 2018

Наиболее сложные работы сейчас ведутся на улицах Московской и им. Петра Метальникова.

Декабря 19, 2018

Можно ли привлечь удачу? От каких слов и мыслей стоит отказаться ради этого и как в вопросах везения помогают позитивные формулировки? Об этом мы поговорили с гостьей программы — нейропсихологом Владленой Крохалевской.

Декабря 19, 2018

На ее реализацию из федеральной казны выделили 5 миллиардов рублей. Софинансирование из краевого бюджета — больше 300 миллионов рублей. И местных бюджетов — еще 160 миллионов рублей. Цифры немалые, задачи — амбициозные. За эти деньги преображения ждут небольшие поселения, станицы, хутора края. Есть ли результаты?

Декабря 19, 2018

Как научиться везению? Интервью с нейропсихологом Владленой Крохалевской

Можно ли привлечь удачу? От каких слов и мыслей стоит отказаться ради этого и как в вопросах везения помогают позитивные формулировки? Об этом мы поговорили с гостьей программы — нейропсихологом Владленой Крохалевской.

Татуировка по фэншуй: как жители Краснодара ловят свою удачу

В этом году краснодарец Владимир Шатохин выиграл в лотерею 74 миллиона рублей. Билет купил за 400. Он 18 лет зачеркивал одну и ту же комбинацию чисел — верил именно в эти цифры. И победил. Существует ли формула везения и как его поймать?

Опрос ЖВЮС: повезло ли краснодарцам в жизни

60 % людей, которые выиграли в лотерею, не смогли грамотно распорядиться деньгами. Жизнь их была похожа на сказку короткое время, но это не мешало им считать себя везунчиками до конца.

Жить в южной столице: поймать удачу за хвост в Краснодаре (выпуск от 18.12.2018)

83 % россиян считают себя счастливыми людьми — такой опрос провели в начале этого года. А вот сколько из них считают себя везучими?

Россия. Кубань

Государственный Интернет-Канал «Россия»

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-59166 от 22.08.2014 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»

Главный редактор — Елена Валерьевна Панина

Филиал ФГУП «ВГТРК» «ГТРК «Кубань»

Редактор ГТРК «Кубань» — Евгения Николаевна Кавун

Контакты редакции ГТРК «Кубань»: news@kubantv.ru, + 7 (918) 35-55-293

Для аудитории старше 16 лет

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото-, аудио- и видеоматериалов возможно только при наличии активной индексируемой гиперссылки на сайт ГТРК «Кубань».