Авторская колонка14 января 2022, 13:00

Что делать, если задержали авиарейс: советы юриста

Еще вчера в аэропорту Краснодара было многолюдно: почти сутки некоторым пассажирам пришлось ждать своего вылета. Из-за задержки вечерних и ночных рейсов вовремя не смогли покинуть воздушную гавань и другие самолеты. Всему виной был снегопад, который обрушился на краевой центр. Сейчас аэропорт уже вернулся к работе в штатном режиме, задержек в расписании нет.

От таких ситуаций не застрахован ни один авиапассажир. В них главное — не терять самообладания и знать, на что вы имеете право. Юрист дал несколько советов по этому поводу.

Первым делом следует обратиться к сотруднику аэропорта. Он обязан сообщить, что послужило причиной задержки рейса: погодные условия, вина авиакомпании или неисправность техники.

Граждане, находящиеся уже на борту задержанного рейса, могут покинуть самолет. Однако это займет много времени: свое решение надо согласовать со службами аэропорта — именно они могут подогнать трап и автобус.

Если же вы находитесь в зале ожидания, то тоже имеете свои права.

«Если рейс задерживается более двух часов, то перевозчик обязан бесплатно обеспечивать прохладительными напитками, а также он должен обеспечить горячим питанием при ожидании рейса более четырех часов. И далее каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь часов в ночное», — говорит юрист Анастасия Веревкина.

Голодать в аэропорту не придется, как и ночевать там — в некоторых случаях перевозчик обязан предоставлять гостиницу ожидающим пассажирам.

«Авиаперевозчик должен разместить в гостиницах пассажиров при ожидании отправления рейса более восьми часов в дневное время и более шести часов в ночное. Также организовать хранение багажа и трансфер от аэропорта до гостиницы, если она оплачивается со стороны авиакомпании, и обратно, если рейс все же вылетит», — поясняет юрист.

Если же людям задержанного рейса пришлось самостоятельно искать себе обед, место для ночевки и планировать маршруты от аэропорта и обратно, то за это уже можно получить компенсацию.

«Необходимо составить заявление, в котором в произвольной форме описываете ситуацию, прикладываете все чеки, квитанции, подтверждающие ваши расходы, и направляете в адрес авиакомпании. Если авиакомпания не реагирует, мы используем это заявление как досудебный порядок и далее обращаемся с ним в суд для взыскания убытков», — рассказывает Анастасия Веревкина.

Сумма компенсации будет зависеть от вида перелета. Восстановить справедливость на внутренних рейсах поможет воздушный кодекс. Если же вылет международный, то юристы будут руководствоваться Монреальской конвенцией. Однако авиаперевозчик может и отказаться возмещать убытки.

«Аваиаперевозчик может не выполнять эти требования, если докажет, что рейс был отменен в связи с обстоятельствами непреодолимой силы. Например, из-за погодных условий», — говорит юрист.

Отстоять свои права могут и граждане, опоздавшие на стыковочные рейсы, или пропустившие важные встречи из-за задержки вылета.

«Если мы говорим о стыковочных рейсах, либо каких-то встречах, на которые вы опоздаете в связи с задержкой рейса, мы можем обратиться с заявлением в авиакомпанию, а потом уже в суд, если нас не устроит ответ авиакомпании», — сообщает юрист Анастасия Веревкина.

Автор: Вера Азарова.